Маркировка рекламы в 2023 году: главное, что нужно знать бизнесу
Как маркировать?
- получить в личном кабинете ОРД уникальный буквенно-цифровой идентификатор (токен);
- разместить токен в объявлении — например, в кликабельной ссылке, в тексте или поверх изображения;
- разместить на объявлении маркер «Реклама»;
- разместить на объявлении информацию о рекламодателе.
Как заявил Роскомнадзор, такие изменения повысят прозрачность рекламного рынка и защитят потребителей от мошенников и запрещённого контента
Что маркировать?
Маркировать нужно всю интернет-рекламу, которая распространяется на территории РФ. По закону, рекламой считается все, что соответствует трём критериям:
- распространяется для того, чтобы привлечь внимание к продукту / компании;
- направляется неопределённому кругу лиц;
- передаётся любыми способами и в любой форме.
То есть маркировать нужно любые объявления и публикации — платные и бесплатные, — которые продвигают товар или услугу: видео, посты, эфиры, истории, гиперссылки и тизеры. При этом каждому варианту отображения нужно присваивать отдельный токен.
Не нужно маркировать:
- рекламу собственных товаров в email-рассылках и пуш-уведомлениях для своей базы клиентов;
- рекламу в составе теле- и радиопередач, которую публикуют в интернете без изменений в сравнении с первоисточником;
- социальную рекламу — это реклама, которую создают, чтобы менять поведение людей в социуме. К социальной рекламе относятся, например, баннеры об опасности вождения в нетрезвом виде.
Точных разъяснений по каждому виду публикаций еще нет, пока большинство рекламодателей маркируют только таргетированную рекламу, контекстную и видеорекламу.
С кем маркировать?
Мы уже писали, что процесс маркировки - не самостоятельный. В нем участвует несколько сторон:
- Рекламодатели — те, кто продает свои товары или услуги.
- Посредники — рекламные агентства и фрилансеры, если компания пользуется их услугами.
- Рекламные системы или рекламораспространители — сервисы, которые размещают рекламу. Например, myTarget, «Яндекс Директ» или блогеры.
- Рекламная площадка — сайты или приложения, где публикуют рекламу.
- Оператор рекламных данных (ОРД) — это компания, которая собирает информацию о рекламе и передаёт её в реестр. По состоянию на сентябрь 2023 года статус ОРД получили Сбер, ОРД Яндекса, ОРД VK, Ozon ОРД, «МедиаСкаут» от МТС, ВымпелКом и Амбердата.
Как теперь запускать рекламу
Если вы запускаете рекламу ВКонтакте, Яндексе, Озон и других площадках со своими ОРД, - выдыхайте! Вам требуется только добавить информацию о себе в рекламном кабинете. Площадки автоматически маркируют рекламу и передают данные в ЕРИР.
Если вы запускаете рекламу самостоятельно на других площадках:
Заключайте договор с ОРД вносите в личный кабинет данные о себе (ИНН, наименование, код ОКВЭД) и договоре — номер, дату, предмет договора. Получайте токен и запускайте рекламу.
Когда рекламная кампания закончится, в течение месяца передайте в ОРД отчёт по креативам и статистику объёмов показа.
Если вы запускаете рекламу через посредников на других площадках:
Посредники заключают договор с ОРД, вносят данные о себе, заказчике и рекламораспространителе; после завершения проекта — данные о рекламной кампании.
Как получать токен и где его размещать
Токен может получить любой участник цепочки. Это нужно сделать до запуска рекламы. Обычно получением токена занимается тот, кто готовит креативы.
Чтобы получить токен, подрядчик создаёт рекламное объявление и отправляет его в ОРД, указывая все данные о рекламной кампании и участниках цепочки. ОРД не проводят модерацию, поэтому токены присваивают мгновенно.
Токен можно разместить:
- В кликовой ссылке
- В тексте поста в формате erid: XXX
- При публикации изображений — поверх изображений
- В видеороликах — поверх видео или в начале видеоролика
Кроме токена, на объявлении нужно разместить пометку «Реклама» и информацию о рекламодателе. Требований к размеру или шрифту рекламной пометки в законе нет, но она должна быть заметной и хорошо читаться.
Главное о маркировке рекламы
- Маркировать рекламу — значит получить токен, разместить на объявлении маркер «Реклама» и информацию о рекламодателе.
- Маркировать нужно всю интернет-рекламу, которая распространяется на территории России.
- Перед запуском рекламы нужно заключить договор с оператором рекламных данных (ОРД). Он будет собирать информацию о рекламе и передавать её в единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР).
- За отсутствие маркировки рекламы предусмотрена административная ответственность. Размер штрафа зависит от вида нарушения и от того, кто его совершил. В некоторых случаях штрафы могут достигать 700 тысяч рублей.
- Участники рекламной цепочки сами распределяют обязанности по маркировке рекламы и сферы ответственности. Полностью снять с себя ответственность за маркировку может только рекламодатель — в случае, если это прописано в договоре.